Комупак
Москва
Санкт-Петербург

Тенденции развития машиностроения в России

1

Машиностроительная деятельность является одной из базовых отраслей экономики России. Машиностроение входит в состав обрабатывающей промышленности, которая является ведущей отраслью, поскольку на нее приходится свыше 66% общепромышленного выпуска. В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости обрабатывающая промышленность занимает 13,7% от общей доли. Доля машиностроения от общего объема обрабатывающей промышленности составляет 19,6%.
Экспорт машиностроительной отрасли в России в 2018 году составил 33,4 млрд. долл., показав рост на 1% к предыдущему году, в 2019 году рост составил 5,1% [https://riarating.ru/].
В 2020 году динамика производства в машиностроении могла бы улучшиться в связи с более активной реализацией нацпроектов и связанного с этим ростом спроса на оборудование инвестиционного назначения. Однако текущая ситуация в мире, связанная с распространением коронавируса, может нанести серьезный ущерб всей российской экономике и машиностроению в том числе.

Таким образом, в данной отрасли накоплен долгосрочный, трудно воспроизводимый в малых и средних производственных контекстах технологический и человеческий капитал. Обеспечиваемый за счет этих факторов выпуск высокотехнологичной и наукоемкой продукции, характеризующейся высокой добавленной стоимостью, является залогом формирования устойчивых неценовых преимуществ и способствует развитию отраслей - потребителей продукции.

2

В России машиностроение представлено более чем 200 подотраслями (секторами), в которых есть сегмент традиционно «тяжелого» машиностроения, военный, малый (производство оборудования, приборов, инструментов) и средний сегменты. При этом разнообразие используемых стратегий и бизнес-моделей, от которых зависит успешность развития того или иного предприятия характеризуется практикой управления и сложившимся укладом технологических процессов, востребованностью продукции как на российском, так и на мировом рынке.
В настоящее время сектор тяжелого машиностроения находится в непростой ситуации.
Производство всех видов автомобильной техники сократилось в 2019 году после двух лет активного роста. Главная причина состоит в сокращении внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Несмотря на меры господдержки население отказывается покупать машины без привлечения кредита. Автокредитование растет высокими темпами.
Суммарное производство всех видов турбин - паровых, газовых, гидравлических, а также генераторов переменного тока (синхронных) сократилось до минимального уровня за последние пятнадцать лет. Программа ДПМ (договор о предоставлении мощности) в энергетике закончилась [https://minenergo.gov.ru/], а вместе с ней и резко сократился внутренний спрос на оборудование.
Сельскохозяйственное машиностроение выросло по итогам 2019 года. Во втором полугодии произошел спад, поскольку завершилось субсидирование производителей по программе 1432 [https://mcx.gov.ru/].
В аэрокосмической промышленности спад производства летательных аппаратов, включая космические, составил по итогам 2019 года 31,8%.

3

Известно, что в странах, являющихся крупнейшими производителями машиностроительной продукции, приоритетными направлениями развития являются наукоемкие и высокотехнологичные отрасли, продукция которых обладает наиболее высокой долей добавленной стоимости. Электроника и приборостроение доминируют в научных исследованиях в области машиностроительных производств в США, ЕС, Китае и Индии. Этому соответствует изменение структуры производства машинотехнической продукции. В России также происходят структурные сдвиги в выпуске продукции отраслей машиностроения - увеличивается доля приборостроения и авиационной и космической техники.
В структуре экспорта продукции также увеличилась доля радиоэлектронной промышленности, приборостроения, авиационной и космической техники. Позитивная динамика развития отрасли проявляется в опережающем росте производства и экспорта по сравнению с другими отраслями обрабатывающей промышленности. Продукция отечественного машиностроения характеризуется высокой добавленной стоимостью (ВДС) и положительной динамикой этого показателя.
Среди отраслей отечественного машиностроения наиболее высокую долю добавленной стоимости в объеме выпуска имеют приборостроение, авиационное и космическое машиностроение. Это соответствует тенденциям развития мирового рынка. Высокая добавленная стоимость характерна и для инвестиционного машиностроения и радиоэлектронной промышленности. Существенному росту доли ВДС в выпуске продукции способствовало импортозамещение по компонентам производства. Влияние этого фактора в наибольшей степени проявилось в авиастроении, железнодорожной и радиоэлектронной промышленности. В отечественном автомобилестроении, первые стадии полного инновационного цикла которого остались за рубежом, самая низкая доля добавленной стоимости в выпуске, а негативная динамика этого показателя указывает на низкий уровень локализации производства.
Инвестиции, направленные на развитие подотраслей, обладающие высоким содержанием инновационно-технологического компонента являются материальным и технологическим воплощением повышения эффективности экономики регионов.