Комупак
Москва
Санкт-Петербург

Тенденции развития фармацевтического рынка России

1

Рынок фармацевтической продукции выступает одним из важнейших секторов экономики любой страны. Уровень развития рынка характеризует национальную систему здравоохранения и качество жизни населения. Лекарство или лекарственный препарат представляет собой предмет первой необходимости в жизни человека. Из этого следует, что спрос на лекарственную продукцию всегда был, есть и будет.
Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

Коммерческий сегмент включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтики без учёта продаж по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).

Государственный сегмент включает в себя аптечные продажи ЛП по Программе ДЛО, региональной льготе, а также реализацию через ЛПУ.

Коммерческий сегмент значительно больше государственного в силу ограниченности государственных субсидий.

2

Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group (www.dsm.ru), объём коммерческого сегмента в декабре 2018 г. составил 93,0 млрд руб. (в розничных ценах), а в декабре 2019 года вырос до 98,5 млрд руб.
Увеличение коммерческого сегмента за 2018 год относительно 2017 года в рублёвом эквиваленте составило 4,6%, за 2019 год относительно 2018 года составило 3,0%.
Общая емкость рынка составила в 2018 году 991,9 млрд руб., в 2019 году 1 021,2 млрд руб.
Средняя стоимость упаковки лекарств в декабре 2018 года по сравнению с декабрём 2017 года выросла на 4,8%, в декабре 2019 года выросла на 10,8%.
С 1 января 2020 года вступил в силу закон о штрафах за внесение ложных данных в систему мониторинга лекарственных средств. А вот сама система маркировки лекарств будет внедряться поэтапно, и с 1 июля 2020 года запрещён оборот препаратов без цифровых кодов. Перечень жизненно необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП) и список лекарств для льготных категорий граждан дополнены новыми препаратами. Кроме того, 2020 год пройдёт под знаком перерегистрации отпускных цен на лекарства из перечня ЖНВЛП.
На данный момент, одной из основных проблем российского рынка лекарственных средств является высокая доля импортных препаратов (9 из 10 компаний лидеров рынка - зарубежные). В тройку лидеров вошли компании Bayer, Sanofi и Novartis. В декабре 2019 года все производители ТОП-10 продемонстрировали рост продаж.

3

ТОП-10 возглавила немецкая компания Bayer, продажи за 2019 год выросли на 16,7%. Вторую позицию удерживает корпорация Sanofi, продемонстрировав снижение объёма реализации на 3,8% (доля компании на рынке сократилась на 0,4%). Третью строчку заняла фирма Novartis (доля 3,7%), продажи производителя выросли на 7,7%.
В целом, за 2019 год объёмы реализации Bayer, Berlin-Chemie и GlaxoSmithKline выросли на 16,7%, 13,2% и 12,8% соответственно.
Представленные данные позволяют сделать вывод, что российский фармацевтический рынок с единственной крупной отечественной компанией в ведущей десятке компаний имеет тенденцию импортоориентированности.