Калькулятор

Тенденции развития фармацевтического рынка России

Рынок фармацевтической продукции выступает одним из важнейших секторов экономики любой страны.

 

Уровень развития рынка характеризует национальную систему здравоохранения и качество жизни населения. Лекарство или лекарственный препарат представляет собой предмет первой необходимости в жизни человека. Из этого следует, что спрос на лекарственную продукцию всегда был, есть и будет.

 

Фармацевтический рынок России состоит из двух основных сегментов: коммерческого и государственного.

 

Коммерческий сегмент включает в себя аптечные продажи лекарственных препаратов (ЛП) и парафармацевтики без учёта продаж по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО).

 

Государственный сегмент включает в себя аптечные продажи ЛП по Программе ДЛО, региональной льготе, а также реализацию через ЛПУ.

 

Коммерческий сегмент больше государственного в силу ограниченности государственных субсидий.

девушка-фармацевт в аптеке

Согласно данным Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России, проводимого компанией DSM Group , объём фармацевтического рынка в первом полугодии 2021 года составил 1094 млрд руб., в том числе наблюдается прирост государственного сегмента, так за 6 месяцев 2021 года увеличение госзакупок к аналогичному периоду 2020 года составило 30,7%.

 

Во многом сложившееся положение дел обусловлено ростом заболеваемости COVID-19: по данным анализа рынка, проведенного DSM Group , наблюдается прямая корреляционная зависимость между ростом заболевших и объемом продаж лекарственных препаратов.

динамика емкости фармрынка России

Одним из трендов современного российского рынка лекарственных средств является ускорение развитие электронной коммерции в секторе фармацевтики (онлайн продажи лекарственных препаратов, в том числе и через существующие аптечные сети), также наблюдается прирост средневзвешенной стоимости упаковки и рост доли дорогостоящих препаратов.

динамика доли электронной коммерции в продажах на фармрынке России

В 2020-2021 гг. сохранилась высокая зависимость отечественного фармрынка от иностранных компаний. Значимый объем денежных средств по госзакупкам (сектор госпитальные закупки) по прежнему тратится на импортные препараты.

 

ТОП производителей российского фармрынка, 6 мес.2021г./6 мес.2020г.

Изменение рейтингаПроизводительДоля, %Изменение доли, %
0Bayer4,73
3Отисифарм3,821,7
0Novartis3,67-6,7
0Stada3,5-7,5
-3Sanofi3,42-13,2
0Teva3,3-2,8
1Abbott3,090,3
-1Servier3,07-6,4
1KRKA2,871,8
-1GlaxoSmithKline2,85-0,8
таблетки

Таким образом, представленные данные помогают сделать вывод, что российский фармацевтический рынок с единственной крупной отечественной компанией (Отисифарм) в ведущей десятке компаний имеет тенденцию импортоориентированности.

таблетки импортного производства
Изображение блога Комупак